Какие автобренды еще остались в России. Статус на сентябрь
За последнее время на российском автомобильном рынке произошли масштабные изменения. Одни компании полностью его покинули, другие — в основном, китайские — значительно нарастили присутствие. Большинство же автобрендов до сих пор находится в состоянии неопределенности: производство и поставки приостановлены, но о полноценном прекращении деятельности пока официально не говорится. актуализировал информацию о статусе самых важных для России автомобильных брендов.
Audi www.adv.rbc.ru
Компания из Ингольштадта не имела локального производства в России. Уже весной поставки новых автомобилей были приостановлены, и официальных сообщений о возобновлении не поступало. Однако недавно корреспондент обнаружил в одном из подмосковных логистических хабов свежую партию из нескольких десятков машин, которых раньше на этом месте не было. Кому эти автомобили принадлежат — неизвестно.
BMW
10 февраля 2022 года баварский концерн подписал с калининградским заводом «Автотор» контракт на производство автомобилей на следующие шесть лет. В нем прописали, что до 2028-го включительно там будут выпускать кроссоверы X5, X6 и X7, а также седан 5-Series — причем по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов. В настоящее время эти планы поставлены на паузу, равно как и импорт всех остальных автомобилей. Но официальное представительство BMW и Mini в России продолжает работать, планов по уходу с российского рынка никто декларирует.
Chevrolet и Cadillac
Концерн General Motors заметно сократил присутствие в России еще в 2015 году — тогда, к примеру, был закрыт завод в Ленинградской области. Теперь же американцы покинули отечественный рынок окончательно, причем попросту побросав все, что было. Дилеры остались без поддержки и начали закрываться, гарантийные обязательства перестали действовать, а несколько сотен бесхозных Escalade, Tahoe и Trailblazer уже несколько месяцев ждут своей судьбы в распределительном центре. Автодилеры даже написали обращение на имя премьер-министра России Михаила Мишустина с просьбой компенсировать им убытки от ухода компании, но пока ответа не поступило. При этом, как уверяют дилеры, российские активы General Motors позволяют покрыть значительную часть издержек.
Citroen, Peugeot, Opel, Mitsubishi
У этих четырех марок есть общий завод в Калужской области, который находится в вынужденном простое с начала весны. Официальных сообщений о возможном возобновлении производства пока не поступало. Но и о сворачивании деятельности в России представители автокомпаний ничего не говорили. До февральских событий на предприятии выпускались коммерческие модели, седаны Peugeot 408 и Citroen C4, а также Mitsubishi Pajero Sport и Outlander.
Hyundai, Genesis и Kia
У корейцев в России сразу две сборочные площадки — собственная фабрика в Санкт-Петербурге и калининградский завод «Автотор». Первое предприятие, где раньше выпускались бестселлеры Hyundai Solaris, Kia Rio и Hyundai Creta, в настоящее время ничего не производит. А вот «Автотор» продолжал деятельность на протяжении всего лета. Еще в июне туда прибыли застрявшие в Польше контейнеры с комплектующими, которых должно было хватить как раз примерно до сентября. Как показало расследование , новые машины действительно продолжают поступать на центральные склады, но сколько этот поток будет держаться, неизвестно.
Geely
Компания Volvo, принадлежащая концерну Geely, с начала весны предпочитает хранить полное молчание. А вот китайские владельцы работают в штатном режиме: с завода в белорусском Жодино продолжают поступать кроссоверы Coolray и Atlas, из Китая едут купеобразные Tugella, продажи стабильно растут. Правда, о премьере флагманского кроссовера Geely Monjaro, намеченной на эту осень, пока новостей не слышно: возможно, ее несколько сдвинут. Но от самих планов по выпуску Monjaro на российский рынок в Geely не отказываются.
Haval
Бесспорно, это самая активная иностранная компания в современной России. Собственный завод Haval под Тулой безостановочно варит, красит и собирает кроссоверы Jolion и F7/F7X, внедорожники H9, а также пикапы Great Wall Poer. Более того, на счету Haval главная автомобильная премьера этого года — харизматичный кроссовер Dargo — а через некоторое время должен появиться и новейший внедорожник от дочернего бренда Tank. Третье место по суммарным российским продажам за август — закономерный тому итог.
Jaguar и Land Rover
Британцы одними из первых объявили о прекращении поставок в Россию, причем развернули на таможне даже те автомобили, которые уже должны были попасть в нашу страну. Однако о полном сворачивании деятельности речи пока не идет, дилеры продолжают выполнять гарантийное обслуживание и даже продавать новые машины, ввезенные уже по «параллельному импорту». Правда, на такие экземпляры заводская гарантия не распространяется — и в JLR пообещали за этим строго следить.
Lada
Российский концерн из России, разумеется, никуда не уходит. Однако новостей у «АвтоВАЗа» накопилось предостаточно. Навсегда прекращена сборка Lada XRay, Granta и Niva Travel лишились ABS и подушек безопасности, производство обновленной Vesta NG толком не началось и теперь переносится из Ижевска в Тольятти, чтобы возобновиться весной 2023-го. Тогда же должен состояться перезапуск Lada Largus на платформе B0.
Параллельно идет разработка электрического e-Largus, принято принципиальное решение о создании кроссовера на платформе «Весты». А вот специально модифицированные для России новые Renault Logan и Sandero в Тольятти выпускаться точно не будут. Впрочем, разработку следующей Lada Granta на модульной платформе CMF-B, доставшейся в наследство от Renault, решено продолжить.
Mazda
Совместное предприятие Mazda-Sollers во Владивостоке раньше выпускало кроссоверы CX-5 и CX-9, седаны Mazda6, а также двухлитровые атмосферные двигатели Skyactiv-G. В настоящее время деятельность приостановлена из-за отсутствия комплектующих, а запасы автомобилей Mazda на центральных логистических складах, по информации , иссякли. Однако в представительстве компании сохраняют решимость остаться на российском рынке, если это вообще будет возможно.
Mercedes-Benz
На площадке готовой продукции подмосковного завода Mercedes-Benz продолжают храниться несколько сотен абсолютно новых автомобилей самых разных моделей. Еще примерно столько же ждут своего часа в распределительном хабе. По неофициальной информации, из-за санкций Mercedes-Benz чисто юридически не может продать эти машины дилерам — а те, соответственно, клиентам. Кроме того, циркулируют слухи, что сам завод может купить дилерский холдинг «Автодом» — однако непонятно, что там будет выпускаться. Сама компания Mercedes-Benz пока сообщает, что рассматривает разные варианты продолжения бизнеса в России. То есть конкретики нет.
Nissan
Активность на заводе Nissan в Санкт-Петербурге свернута с марта: пока здесь не выпускают ни Qashqai, ни X-Trail, ни, тем более, Murano. Да и свежайший кроссовер Pathfinder успел попасть в Россию единственной партией из 400 машин, которые уже разъехались по клиентам. Однако российский офис компании — один из немногих, кто сообщает хоть какие-то новости, пусть и не слишком радостные. На днях, например, стало известно, что простой фабрики продлен с конца сентября до конца декабря, но руководство компании продолжает следить за ситуацией и принимает решения исходя из текущей обстановки.
Renault
В мае французский концерн, пожалуй, теснее всех связанный с Россией, объявил, что сворачивает деятельность и покидает рынок. Производство кроссоверов Duster, Kaptur, Arkana, а также легковых Logan и Sandero завершено навсегда, а столичный завод передан властям и переименован обратно в «Москвич». Согласно названным ранее планам, осенью здесь должна начаться сборка новых автомобилей — вероятнее всего, это будут китайские JAC с другой эмблемой. Контроль за исполнением гарантийных обязательств дилерами Renault по обслуживанию сотен тысяч проданных машин переданы «АвтоВАЗу»: подрезделение компании «Лада Имидж» должна обеспечивать поставки запчастей для ремонта, а также компенсировать дилерам Renault их расходы.
Toyota и Lexus
Производство кроссоверов RAV4 и седанов Camry на собственном заводе Toyota в Санкт-Петербурге приостановлено. Но слухов о закрытии площадки или передаче ее новым владельцам пока не поступало. Российский офис Toyota не спешит комментировать ситуацию, хотя можно предположить, что японцы будут стараться удержать важный для себя рынок. А вот премиальный бренд Lexus, судя по всему, тихо свернул деятельность: все равно из-за санкций, ограничивающих максимальную стоимость импортируемых автомобилей, поставлять на наш рынок компании попросту нечего.
Volkswagen и Skoda
Как и остальные зарубежные предприятия, не считая Haval, калужский завод группы Volkswagen ничего не выпускает уже несколько месяцев — раньше там делали Volkswagen Polo и Skoda Rapid. По официальной информации, фабрика находится в простое как минимум до конца года, о планах по ее закрытию пока не сообщалось. На днях появились слухи, будто предприятие хочет купить австрийская компания Steyr, но они были быстро опровергнуты. Иными словами, судьба завода пока неясна. А вот с подразделением на мощностях «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде все понятно: вероятнее всего, сборка Skoda Octavia и Karoq, а также Volkswagen Taos и Tiguan, там возобновлена не будет.
УАЗ
Ульяновский завод продолжает работать в штатном режиме и собирать автомобили, хотя дефицит комплектующих затронул даже его. Так, к дилерам начали поступать «упрощенные» внедорожники без ABS и подушек безопасности, а также с ручным управлением раздаткой вместо электронной шайбы, рулем старого образца и без хромированного декора на кузове.
- Гарантийные Renault обслужат на сервисах Lada. Как это будет работать
- В BMW впервые прокомментировали остановку поставок машин в Россию
- Перевалочные хабы в России забиты машинами вопреки кризису. Фоторепортаж